Автоматизированная система контроля проезда (АСКП)
История
История автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) зародилась в городе Зеленоград, в котором в 2001 году стали устанавливать турникеты на ряде автобусных маршрутов. Одновременно с внедрением АСКП пришлось пересмотреть всю билетную систему общественного транспорта, т.к. с валидатором (устройство для считывания билетов) могут работать только билеты с магнитной полосой и социальная карта москвича (СКМ). Эксперимент с внедрением турникетов показал положительные результаты: прибыль со сборов за проезд выросла в 2 раза. Конечно, внедрение АСКП вызвало недовольство у пассажиров, т.к. время посадки в автобус заметно увеличилось, но прибыль позволила обновить парк автобусов и произвести капитальный ремонт уже действующих машин.
История АСКП в Москве начинается с р-на Солнцево, именно там появился первый “отурникеченный” маршрут автобуса № 689. АСКП москвичи встретили более спокойно, т.к. на остановках и в салонах автобусов работали сотрудники из ГУП «Мосгортранс», которые помогали разобраться с нововведением. Стоит также отметить, что одновременно с внедрением АСКП с улиц Москвы пропали старые двух дверные автобусы, а им на смену пришел новый, современный подвижной состав. Первые трамвайные вагоны, оборудованные турникетами, вышли на маршрутах №17 и №19 (оба маршрута обслуживают трамвайное депо имени Баумана). На 17 маршруте были полностью оборудованы турникетами вагоны модели «КТМ-19К», а на 19 – работали все вагоны модели «Татра». Последними маршрутами, оборудованными АСКП, были: троллейбус № 56 и трамвай № 27.
На стадии внедрения АСКП было принято решение устанавливать валидатор с турникетом рядом с кабиной водителя. Для сокращения времени посадки в автобус, троллейбус, трамвай рассматривались варианты установки турникета в салоне:
1.Установка турникета у задней двери (данный эксперимент потерпел неудачу, т.к. водитель не мог контролировать ход посадки через заднюю дверь);
2.Установка тамбурного турникета вблизи 2-ой двери (эксперимент также показал себя с худшей стороны, т.к. большая часть полезной площади салона была переделана под посадочную площадку перед АСКП);
3.Установка турникета напротив 2-ой двери (аналогичная ситуация, что в пункте №1).
В итоге было принято решение устанавливать на новом подвижном составе валидатор (без турникета) и у второй двери. Это позволит пассажирам, имеющим право прохода во 2-ую дверь, также оплачивать проезд через АСКП.
Программа
Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 4 ноября 2000 года № 1101-РП «О дополнительных мерах по повышению собираемости оплаты за проезд в наземном городском транспорте с использованием автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров» была утверждена программа работ по подготовке и проведению эксперимента по повышению сбора проездной платы и учету перевозки льготных категорий пассажиров.
Программой предусматривался эксперимент автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров, в ходе которой также был осуществлен перевод всех многоразовых проездных документов на бланки, пригодные для автоматизированного контроля.
Благодаря программе сбор проездной платы вырос более чем в два раза, а полученные данные о перевозке пассажиров и распределении пассажиропотока в течение суток помогли внести изменение в расписание движения НОТ.
С появлением АСКП в продажу поступили, помимо билетов на одну поездку, билеты на две, пять, десять и двадцать поездок. Также ГУП «Мосгортранс» планирует создание бесконтактных смарт карт сроком на 30, 90 и 365 дней для сокращения времени посадки в наземный общественный транспорт г. Москвы.
Инструкция
Посадка пассажиров в автобус, трамвай, троллейбус, оборудованный АСКП, осуществляется только по билетам на магнитной карте.
Перед совершением поездки пассажир должен приобрести в кассе магнитную карту. В дополнение к традиционным билетам (на одну поездку, на месяц) в кассах можно приобрести билеты на 2, 5, 10 или 20 поездок.
Между учебными заведениями города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» заключены договора на приобретение и распространение льготных проездных билетов на наземный транспорт. Для получения проездных билетов необходимо обратиться в профком или администрацию ВУЗа.
В договоре между учебными заведения города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» в пункте 2.2.3. указано, что ВУЗ обязан реализовывать льготные проездные билеты студентам до 5 числа месяца действия билетов по цене, утвержденной Правительством города Москвы.
В настоящее время ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует 687 стационарных торговых точек, в том числе: специализированных пунктов - 667 шт. арендованных секций в подуличных переходах метро-11 шт. арендованных секций в наземных торговых рядах - 9 шт. а также 9 передвижных торговых точек. Реализацию проездных билетов осуществляют 260 временных торговых точек на территории, подведомственной ГУП «Московский метрополитен» и более 400 информационно-кассовых порталов ООО «Алло - Кард».
Кроме того, реализация билетов на одну поездку осуществляется в 1528 остановочно-торговых модулях.
ГУП «Мосгортранс» планирует расширение сети реализации проездных билетов, в том числе через автоматы по продаже проездных билетов.
Пассажиры, имеющие право бесплатного проезда получают в кассе бесплатный посадочный талон на длительный срок действия по предъявлению документа, подтверждающего право бесплатного проезда и документа, удостоверяющего личность.
Между учебными заведениями города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» заключены договора на приобретение и распространение льготных проездных билетов на наземный транспорт. Для получения проездных билетов необходимо обратиться в профком или администрацию ВУЗа. В договоре между учебными заведения города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» в пункте 2.2.3. указано, что ВУЗ обязан реализовывать льготные проездные билеты студентам до 5 числа месяца действия билетов по цене, утвержденной Правительством города Москвы.
В настоящее время ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует 687 стационарных торговых точек, в том числе: специализированных пунктов - 667 шт. арендованных секций в подуличных переходах метро-11 шт. арендованных секций в наземных торговых рядах - 9 шт. а также 9 передвижных торговых точек. Реализацию проездных билетов осуществляют 260 временных торговых точек на территории, подведомственной ГУП «Московский метрополитен» и более 400 информационно-кассовых порталов ООО «Алло - Кард». Кроме того, реализация билетов на одну поездку осуществляется в 1528 остановочно-торговых модулях.
ГУП «Мосгортранс» планирует расширение сети реализации проездных билетов, в том числе через автоматы по продаже проездных билетов.
Категории льготных граждан; документ, подтверждающий льготу; основание: ЗДЕСЬ
Посадка в транспорт, оборудованный АСКП, осуществляется только через переднюю дверь.
Перед посадкой заранее подготовьте билет для автоматической проверки.
Для прохода через турникет вставьте билет в приемный лоток устройства контроля.
Устройство контроля считывает информацию с магнитной полосы билета и выдает команду турникету пропустить пассажира (загорится зеленый сигнал).
Выньте билет из приемного лотка и проходите через турникет. Штанги турникета провернутся без усилия.
Сумку или другой габаритный багаж проносите перед собой.
Дети до семи лет проходят вместе с родителями или под штангой турникета.
Выход осуществляется:
* через любую дверь без турникета (в автобусах с 3-мя дверьми)
* Через две последние двери (в сочлененных автобусах с 4-мя дверьми)
Для того, чтобы водитель открыл дверь на выход необходимо нажать кнопку, расположенную у двери.
При возникновении аварийной ситуации штанга турникета, преграждающая проход, опускается по сигналу водителя
Беспрепятственный выход осуществляется через все двери.
Бережно обращайтесь с магнитным билетом длительного срока действия.
Не рекомендуется:
*Носить билет в карманах брюк
*Брать билет грязными руками
*Мять билет
*Ламинировать билет или покрывать его защитной пленкой
Автор статьи - Зубков Максим Юрьевич