Московская монорельсовая транспортная система (ММТС)

 
Московская монорельсовая дорога (ММД)
 
Как это начиналось…

17 июля 1998 года было положено начало осуществления данного проекта. Именно тогда  предприятием «Московский институт теплотехники» (МИТ) совместно с Управлением транспорта и связи и Москомархитектурой (НИиПИ Генплана г. Москвы) получили задание осуществить к сентябрю 1998 года проект «Московский монорельсовый транспорт».  Также было дано задание разработать к декабрю 1998 года предварительное технико-экономическое обоснование, относящиеся к созданию монорельсовых дорог в Москве.

Решение

Решение о том, что будет создано ОАО «Московские монорельсовые дороги», было принято 16 февраля 1999 года. Тогда же и было издано постановление, где сообщается, что Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы выступает от имени Правительства Москвы соучредителем и имеет долю 25 % + 1 акция. Общий объём уставного капитала в данном случае – 100 млн. рублей. В СВАО г. Москвы была организована комиссия, которая вела чёткий контроль по строительству монорельсовых дорог.

Что было сделано

 1. Уже к началу 2000 года была сооружёна тестовая трасса на базе МИТ и приобретен состав, выпускаемый фирмой Intamin.

2.  В «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99» были внесены коррективы. Отныне они регламентируют правила и нормы, которые относятся к сооружению монорельсовых дорог и параметры, которыми должен обладать монорельсовый транспорт.

3.  Изначально было задумано сделать линию от Ярославского шоссе до путепровода «Северянин», однако решение это было вскоре изменено. 13 марта 2001 года в «Концепции проведения в г. Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010» было чётко установлено, что участок монорельсовой дороги должен будет соединить ВВЦ со станциями метро Тимирязевская и Ботанический сад. 21 июня 2001 года были выбраны все исполнители, принимающие участие в предпроектных проработках ММТС.

4. Первые работы, проводимые на улице Фонвизина, начались уже в 2001 году, а именно вырубка деревьев, расположенных на разделительной линии ул. Фонвизина, пробное бурение.

Также в этот период проводились следующие работы:

- 22 сентября сооружен пробный каркас, предназначенный под первую опору.

- экспонаты, принадлежавшие трамвайному депо им. Баумана были переведены в трамвайно-ремонтный завод.

- 2 февраля 2002 года от Южного входа ВВЦ до Останкино всё трамвайное движение было закрыто. Чтобы это осуществить, для трамваев с маршрутами «11» и «17» вместо автостоянки был временно установлен однопутный разворотный круг.

- в связи с неудовлетворительной зимней работой раннее приобретенного состава фирмы Intamin, были проведены работы по его усовершенствованию. И как итог - установка линейного двигателя, который является детищем инженерно-научного центра «ТЭМП» (транспорт электромагнитный пассажирский)..Официально же эта трасса называется экспериментальной.

5. Программа о развитии Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года была подписана 7 мая 2002 г. Согласно данной программе, строительство линии «Тимирязевская — Ботанический сад» продолжительностью в 8,6 км предполагалось завершить в 2005 году. И до 2015 года дальше развивать дороги либо проводить новые монорельсовые линии не предполагалось.

Также в это время:

·        На улице академика Королёва в мае-июне возведение монорельсовой дороги над трамвайными путями было полностью завершено. А уже в июне начали строительство первой станции «Улица Академика Королёва».

·        15 октября - полностью было восстановлено движение от ВДНХ до станции «Останкино»

·        К декабрю были не только установлены все опоры, но и практически на всём протяжении трассы уложены ходовые балки.

·        Места строительства всех станций стали полностью заметны.

·        А в апреле 2003 года начали строить станцию «Тимирязевскую». Строительство начали с укладки балок и изготовления стрелок.

6. Правительством Москвы 14 октября было подписано постановление № 866-ПП «О порядке приемки в эксплуатацию пускового комплекса 2003 года первой очереди Московской монорельсовой транспортной системы», где подробно расписываются как технические характеристики ММТС, так и сроки сдачи в эксплуатацию. Если основываться на данном документе, то до 24 октября уже должен быть чётко известен состав приёмочной комиссии.

7. Уже 11 ноября самая последняя станция ММТС «Экспоцентр» стала обладательницей нового названия «Улица Сергея Эйзенштейна». А 21 ноября по обе стороны от опор монорельсовой дороги создана охранная зона, имеющая ширину 25 метров. В этой зоне деятельность строителей строго ограничена, то есть, вводятся ограничения на рытьё котлованов, сооружением фундаментов зданий, прокладку инженерных коммуникаций, горнопроходческие работы и др. Если же охранная зона составляет 100 метров, то здесь уже вводятся ограничения, связанные с работами, направленными на понижение грунтовых вод.

8. В ноябре 2003 года закончено строительство практически всех станций. В декабре того же года осуществлена обкатка первого подвижного состава.

9. На начало февраля 2004 года было запланировано открытие линии. Однако оно не состоялось. Всё действие было отложено до 23 февраля. Однако, акт приёмки станций, путевой структуры и системы энергоснабжения ММТС всё же был подписан19 февраля. Открытие линии пришлось отложить ещё раз, потому что во время проведения испытания 21 февраля вагон снёс приблизительно 15 метров контактного рельса. Произошло это в районе Ул. академика Королёва.

10. Правительство Москвы 20 апреля 2004 года подписало указ № 746-РП «О дополнительных мерах по созданию Московской монорельсовой транспортной системы», где еще раз определялось, что характер первых ММТС – экспериментальный. Также отмечалось, что выполнение части работ переносится с 2003 года на 2004. В мае на монорельсовой дороге происходит обкатка ещё трёх составов. Однако само открытие дороги снова переносят. Причину не объясняют.

11 ноября все работы на монорельсовой дороге, связанные с безопасностью, закончены. Теперь лишь осталось доработать вопросы автоматизации, а также моменты по удобству управления системой. Подготовка к принятию пассажиров уже ведётся.

11. 20 ноября 2004 монорельсовая дорога начала работать в экскурсионном режиме, то есть приняли пассажиров. Время работы ММТС с 10:00 до 16:00. На линии функционировали два состава, а время между их движением составлял порядка 30 минут. Поначалу Ул. С. Эйзенштейна было единственной посадочной станцией. 29 ноября для посадки пассажиров была открыта станция Тимирязевская. Проезд стоил: 50 рублей для взрослых, для школьников и учащихся ПТУ — 25 рублей, для детей до шести (позже — до семи) лет — бесплатно.

12. В 2005 году проект по созданию трассы бал окончательно утверждён. Стоимость всех расходов на её строительство была также определена. В июле интервал движения сократился – стал примерно 20-23 минуты, время работы дороги увеличилось - с 8:00 до 20:00, станции «Выставочный центр» и «Телецентр» также были открыты для посадки пассажиров.

13. 6 февраля 2006 года, когда состав находился на станции «Выставочный центр», произошёл пожар – загорелось электрооборудование между соседними составами. Жертв не было, а состав, претерпевший аварию, отправили в депо. Возможно, причиной пожара стал большой скачок напряжения в сети. В результате до 11 февраля линию закрыли. Запуск линии был перенесён на первое полугодие 2006 года, потому что ММТС требовал проведения комплексных проверочных мер.

С 1 января 2008 года время работы ММТС увеличилось. Теперь она принимает пассажиров с 6:50 до 23 часов. С 10 января линия получила транспортный режим работы. Всего на линии 2-5 составов, а интервалы движения стали меньше - от 9 до 22 минут. Самим поездом управляет только машинист. Снизились и цены – теперь поездка стоит 19 рублей. Были введены проездные билеты. Количество пассажиров, которое было перевезено посредством монорельсовых дорог, уже за первую неделю, то есть, до 10 января, работы составило 37 871 человек. Как сообщили в департаменте, когда монорельсовая дорога имела экскурсионный режим, за неделю всего перевозилось порядка 12 тысяч человек. Если же брать транспортный режим работы монорельсовой дороги, то уже в первую неделю ежедневно количество человек составляло от 5,7 до 6,2 тыс. пассажиров, а в выходные могло быть и до 7 тыс. человек. Примерно через полтора месяца данная цифра ежедневного посещения достигла 12 тысяч. Как сообщил мэр, за этот период на ММТС количество пассажиров выросло в 7 раз!